Дефектоскопия деталей при эксплуатации авиационной Д39 техники

В решении задач по дальнейшему повышению качества и технического уровня продукции, поставленных XXV съез­дом КПСС на 10-ю пятилетку, существенная роль принадлежит дефектоскопическому контролю материала деталей, механизмов и узлов. Без высокоэффективного дефектоскопического контроля, проводимого на стадиях производства и эксплуатации техники, невозможно обеспечить высокий уровень ее надежности и большой ресурс. Особенно велико его значение в такой области техники, как авиационная, в которой дефектоскопия является одним из важных факторов обеспечения безопасности полетов.

При эксплуатации авиационной техники, используя средства дефектоскопии, проводят разовый и периодический контроль ра­бочих лопаток и дисков турбин и компрессоров ГТД, силовых шпангоутов, стрингеров и лонжеронов, лопастей воздушных вин­тов самолетов и вертолетов, стоек и колес шасси и других нагру­женных деталей и узлов планера и двигателя. Средства дефекто­скопии позволяют оценивать сплошность материала детали, его физико-механические свойства, толщину защитных покрытий, размеры скрытых от прямого наблюдения элементов деталей, внут­реннюю структуру приборов и агрегатов.

В книге описаны основные методы дефектоскопического конт­роля, используемые для оценки технического состояния материала деталей и узлов авиационной техники в эксплуатации. Книга со­стоит из восьми глав.

Первая глава является вводной и раскрывает место дефекто­скопического контроля в деятельности инженерно-авиационной службы на различных этапах развития авиационной техники, осо­бенности эксплуатационной дефектоскопии в отличие от дефекто­скопии, применяемой в авиационной промышленности. В ней дана также сравнительная характеристика методов контроля, рассмот­рены вопросы его эффективности.

В каждой из последующих пяти глав, расположенных в по­рядке повышения сложности методов, описаны специфические задачи, решаемые оптико-визуальным, капиллярным цветным, магнитопорошковым, токовихревым, ультразвуковым методами, их физическая сущность, средства контроля — и технология их приме­нения, основные ошибки, допускаемые в процессе контроля как по

применению технических средств дефектоскопии, так и по рас­шифровке результатов контроля, изложены рекомендации по тех­нике безопасности.

Вопросы рентгеновского контроля, который в полевых усло­виях применяется значительно реже других рассматриваемых ме­тодов дефектоскопии, приведены в гл. 7. В ней материал изложен не так подробно, как в предыдущих пяти главах, и предназначен лишь для того, чтобы охарактеризовать технические возможности и область применения рентгеновского просвечивания в условиях эксплуатации.

Глава 8 содержит общие рекомендации по выбору метода контроля в зависимости от дефектоскопических характеристик де­талей, а также рекомендации по организации контроля, созданию лаборатории по дефектоскопии в подразделениях, эксплуатирую­щих авиационную технику.

Особенностью изложения материала книги является его прак­тическая направленность, он должен оказать помощь авиацион­ным специалистам в организации контроля и в непосредственном его проведении.

Книга написана на основе опыта авторов в проведении научно — исследовательских работ в области дефектоскопии, разработке составов дефектоскопических материалов, конструкций дефекто­скопов и методических руководств и практического применения средств дефектоскопического контроля.

Книга рассчитана на инженерно-технический состав подразде­лений авиации Министерства обороны и Министерства гражданской авиации, курсантов, слушателей, студентов и инструкторско — преподавательский состав технических средних и высших учебных заведений Министерства обороны и Министерства гражданской авиации при изучении курса эксплуатации авиационной техники. Она может быть использована специалистами, решающими воп­росы обеспечения качества продукции и эксплуатационной надеж­ности изделий в различных отраслях промышленности и на желез­нодорожном, автомобильном, водном транспорте.

Глава 1 написана кандидатом технических наук П. И. Бедой и А. И. Угаровым, гл. 2 и 3 — Ю. А. Глазковым, гл. 4 — кандидатом технических наук Г. С. Шелиховым, гл. 5 и 8 — кандидатом технических наук П. И. Бедой, гл. 6 и 7 — С. П. Л у ць ко.

Глава 1